Битва за Алжир / La battaglia di Algeri

Битва за Алжир
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 31 Август 1966
Продолжительность: 02:01:39
Просмотрели: 12

В центре фильма - события алжирской борьбы за независимость в промежутке между 1954 и 1960 гг., пропущенные через воспоминания находящегося под арестом главного героя.

Трейлер (YouTube)

Трейлер (Кинопоиск)

  • Фильм основан на книге мемуаров Язева Саади - одного из лидеров Фронта национального освобождения, спродюсировавшего картину и сыгравшего в ней самого себя.
  • Во Франции фильм был расценен как пропагандистский и запрещён к показу до конца десятилетия.
  • Реалистическое изображение партизанского движения сделало «Битву за Алжир» любимым фильмом различных радикалов террористического уклона, включая Андреаса Баадера (один из основателей и лидеров немецкой леворадикальной террористической организации «Фракция Красной Армии») и «чёрных пантер» (американская леворадикальная организация чернокожих, ставившая своей целью продвижение гражданских прав чернокожего населения).
  • В начале американского вторжения в Ирак в Пентагоне был организован показ фильма как документа партизанской борьбы в условиях арабского мегаполиса.

Награды и номинации:
Британская академия, 1972 год:
Победитель (1):
Премия объединенных наций

Оскар, 1969 год:
Номинации (2):
Лучший режиссер (Джилло Понтекорво)
Лучший оригинальный сценарий
Лучший фильм на иностранном языке - «Италия»

Венецианский кинофестиваль, 1966 год:
Золотой лев
Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ)

Революция неизбежна

Конец 50х годов двадцатого века ознаменовался борьбой за освобождения Алжира от французской доктрины. Чудовищная, кровавая драма, разыгравшаяся на африканском континенте стала темой для крайне претенциозного творения Джилло Понтикорво, ставшего визитной карточкой и главным достоянием в его кинобиографии.

Уверен, что Понтекорво сразу ставит главной задачей для своей команды стремление показать все без лишних послаблений как в одну, так и в другую сторону, заглянуть в самую глубь зарождения революции, понять и открыть зрителю реальную жизнь арабских районов, потрясения, испытываемые человеком, переворачивающие его представление, понимание жизни. Режиссер показывает по настоящему страшные вещи, творимые террористами и французскими силовыми структурами.

Взаимная антипатия арабов и алжирских французов раскрывается по ходу фильма в самых темных тонах - если первые построили для себя образ француза, как последнего мерзавца, опустившего страну в пучину грязи и разврата, невежества и нищеты, считают, что в глазах «другого» мира они - третьесортные люди, в чем есть своя правда - посмотрите на эпизоды со стариком во французском квартале и с мальчиком на ипподроме, то французы более чем уверены в своих прекрасных, миротворческих идеалах, видят в оккупации лишь огромное одолжение со стороны французского народа - вся алжирская шантрапа должна быть признательна им за возможность жить под звуки «Марсельезы». И какие страшные последствия от подобных взглядов - в такой атмосфере революция неизбежна и даже если это спасение для народа, то сколько всего им еще предстоит...

«Трудно начать революцию, ещё труднее её продолжить и самое трудное - победить в ней. И только когда мы победим и начнутся самые настоящие трудности...»

Режиссер не старается разделить фильм на добро и зло, он будто наблюдает за происходящим со стороны и демонстрирует нам увиденное. Как следствие - у меня не возникло четкой симпатии ни к восставшим, ни к подавляющим. В фильме нет выделенных главных героев: весьма расплывчатые, обобщенные образы фанатиков-радикалистов и их предводителей, противодействующая им французская армия со славным командиром-полковником, закадровый голос, сопровождающий нас на протяжении всего просмотра, как в военной хронике - в те неспокойные годы у режиссера был огромнейший простор в выборе войн за независимоть и я уверен, что созданная Понтекорво подобная структурированность подошла бы для любой из них.

Фоном для все более и более нарастающего напряжения, разворачивающейся борьбы, дерзких шагов алжирских радикалистов, в ответ на которые были вполне логичные, ограничивающие свободу жизни и существования шаги французской администрации, является потрясающий саундтрек - то пронизывающие сердце классические морриконовские зарисовки, то достойные лучших западных детективных лент динамичные треки, то так мною любимый искусный армейский барабанный бой и самое главное - как каждый раз правильно и к месту музыка ложится на происходящее - огромнейшая заслуга звукорежиссера.

Фильм будет актуальным пока из словарей современных языков не исчезнут такие понятия как нищета и несправеливость, насилие и террор, оккупация и экстремизм... к сожалению список можно продолжить не на одну страницу. И я действительно надеюсь, что наступит такое время, когда все «Битвы за Алжир» станут не более чем демонстрацией нашего печального прошлого и потрясающего творческого таланта создателей.

10 из 10

ZASTRELIL

При просмотре сразу напрашивается сравнение с фильмом-ровесником о другой освободительной войне - «Я - Куба».

Если по форме «Битва за Алжир» проигрывает - трясущаяся простоватая манера съемки неореалистов к середине шестидесятых уже устарела и смотрится хуже, чем роскошная работа Калатозова, то по содержанию фильм Понтекорво значительно серьезнее.

По мере сил режиссер пытается объяснить причины войны, показать без гнева и пристрастия лица и мотивы противостоящих сторон.

Иронично, что фильм о подпольщиках, преследуемых и загоняемых по узким переулкам Казбаша снимался уже в независимом, победившем Алжире, где вчерашние затравленные революционеры стали властью, радостно пользовались всеми ее привилегиями и увлеченно грызлись между собой.

Конечно, при всем желании режиссера встать над схваткой, не удалось преодолеть определенный скос в сторону повстанцев. Если французы - полиция, десантники, местные колонисты-«черноногие» предстают сытыми, хорошо одетыми господами в пробковых шлемах, то противостоящие им повстанцы - все как один соль земли, с чистыми лицами, исполненными праведного гнева, одержимые светлой идеей.

Французы в ресторанах или особняках, алжирцы грязные, но гордые, одетые в отрепья на узких улочках.

Невольно симпатия зрителя сама сдвигается к революционерам.

Совсем не затронута тема раскола внутри самого алжирского общества, а ведь многие, особенно торговые и культурные круги арабов были против войны за независимость, как и часть французов симпатизировала повстанцам.

А в фильме две нации, два мира просто и монолитно показаны противостоящими друг-другу.

Ничего не сказано о том, что французы пришли в Алжир - пиратское, рабовладельческое государство, а ушли, оставив дороги, ирригацию, отстроенные города, какие-никакие, но медицину и образование.

А Алжир с тех пор погряз во внутренних склоках, борьбе очередных диктаторов с очередными исламистами.

Так же умалчивается, что сама «борьба алжирского народа» усердно поддерживалась и подкармливалась деньгами и оружием со стороны соцлагеря, а не была спонтанным восстанием угнетенных.

Сам Понтекорво, во многом ограничиваемый во время съемок обстоятельствами, предельно конкретно высказался о гражданской войне в следующем, гораздо менее известном, но более талантливом фильме - «Кеймада».

При всех «но» необходимо признать, «что „Битва" яркое, многогранное полотно, реалистичная, полудокументальная зарисовка со множеством ярких персонажей и редкой способностью уловить камерой малейшие штрихи и детали происходящего. По случайному взгляду или жесту открыть настроение персонажа или смысл события.

И со стороны французов, и со стороны алжирцев задействованы отличные актеры, причем у алжирцев работают большей частью случайные люди с улицы, что еще более подчеркивает реализм происходящего.

Понтекорво дали целый город, как съемочную площадку, десятки тысяч горожан, как массовку, и он с честью отработал полученное доверие.

Остается только предполагать, чего стоило при съемках в уже независимом Алжире представлять вчерашних врагов - французских солдат и полицейских достаточно честными и справедливыми людьми, попытаться хоть частично, но показать и их точку зрения на войну.

Так что, если абстрагироваться от некоторой политической ангажированности, перед зрителем выступает грандиозная панорама.

Смотреть стоит, даже сейчас. Фильм нисколько не устарел, наоборот, в свете нынешних событий и борьбы арабской улицы происходящее на экране приобретает дополнительный смысл.

10 из 10

Андрей Александрович

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.