Бессмертная / L'immortelle

Бессмертная
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 27 Март 1963
Режиссёр: Ален Роб-Грийе
Продолжительность: 01:37:10
Просмотрели: 1

Вы - в Стамбуле, вы - иностранец, вы заблудились. Неизменная последовательность кадров, разворачивающаяся с каждым новым возвращением к ним, стирает разницу между событием и воспоминанием. Теряется ощущение реальности, странной и беспокойной - начинается раздвоение. Герой уже не уверен, что происходящее ему не снится. Зовут ли девушку Лали, мечеть это или музей мореходства, не померещился ли ему тюльпан на турецком ковре. Есть ли у него служанка? Когда надо - ее нет. Кто этот рыбак на ступеньках, ведущих к морю? Здесь нет рыбака. Где адрес, написанный девушкой на брошенном в траву листке? Какой адрес?

Трейлер (Youtube)

Трейлер (Кинопоиск)

Номинация на Золотого медведя Берлинского кинофестиваля 1963 г.

«Вы - в Стамбуле, вы - иностранец, вы заблудились...»

В одном интервью Ален Роб-Грийе очень точно сформулировал вектор своего творчества: «Я не люблю реализм. Это такое успокаивающее видение, которое стремится упорядочить реальность, обустроить ее так, чтоб она стала более приемлемой. На самом-то деле мы живем нереалистично и я каждую секунду раздваиваюсь. Реальность странна и беспокойна. Вы придаете словам «реальность» и «реализм» один и тот же смысл, а я их противопоставляю». Долгое время писатель грезил странным кинопроектом - историей любви мужчины и умершей женщины. И вот однажды история, возникшая в его воображении, окончательно перестала повиноваться реалистическим критериям. Стало возможным выстроить на экране мысленно созданный образ времени и пространства - быть может, фантомно, во сне или памяти - в любых проявлениях жизни чувств, не беспокоясь об абсолютных хронологических связях с происшествиями и причинами. В 1963 году Ален Роб-Грийе снял «Бессмертную». Фильм-подарок для ценителей изысканной по своей красоте эстетики кадра, а также любителей психоделических головоломок, кино-иллюзий и фильмов-перевертышей, суть которых ускользает за поворотом рационального подхода и привычной логики.

Кинематограф - идеальная площадка для игр в псевдореальность. Прекрасная возможность сбить с толку зрителя, выбить почву линейного (прошлое-настоящее-будущее) восприятия, настраивая на параллельность бытия и двойственность событийного ряда, до бесконечности закручивая в монтажную спираль иллюзорную действительность. Атмосфера «Бессмертной» порой очень конкретная, а порой словно окутана дымящимся опиумом. Аудиоряд под стать - сверчки, ветер, колышущий листву на древнем турецком кладбище, скрип полуприкрытых ставен в старых деревянных домах, крики чаек, заунывные восточные мотивы, молитвы муэдзинов на минаретах, шум бьющихся о пристань волн Босфора. Все зыбко, нестабильно, изменчиво, двусмысленно. Вечный и вневременной Стамбул, мошеннически притворяющийся то безусым в своем увлечении европейской модой юнцом, то дряхлым в своем османском консерватизме стариком, в этом смысле просто идеален как фон картины. Поддельные тюрьмы, поддельные украшения, поддельные кладбища, поддельная история. Вне зависимости от эпохи, все повторяется до бесконечности. «Одни и те же образы, которые возвращаются как фетиши или пароли, которые нужно сказать перед тем, как войти во дворец ваших бессонных ночей». Восток, тайна, интимность и альковность, гаремность и «спрятанность» в себе, полупрозрачная вуаль эротизма и миражи памяти. Была девушка или это плод воображения героя? Француженка она или турчанка? Ее зовут Люсиль или все-таки Лали? Хозяйка своих чувств или чья-то собственность? Говорит правду или ее ответы - ложь от первого до последнего слова? Кто она - современная куртизанка, а быть может, пригрезившаяся герою пери из восточных легенд?

Наблюдая за Франсуаз Брион, понимаешь - актриса была выбрана на главную роль не случайно. От непроницаемого взгляда миндалевидных глаз и загадочной полуулыбки до чувственных движений отточенной фигуры, словно вылепленной по подобию архаичных статуэток - невероятно, волнующе красива. Грациозный в своем гибком изгибе тюльпан, эффектно брошенный на восточный ковер - живое и притягательное воплощение женственности и искусительной, но так и непознанной мужчиной тайны. Известный кинокритик Жак Дониоль-Валькроз подобран режиссером на роль главного героя намеренно на контрасте - неброская внешность, рефлексирующий взгляд с оттенком обреченности, сутулые плечи, мешковато сидящий костюм. Мало напоминая традиционного героя-любовника или искателя экзотических приключений, он органично и цельно сыграл в этой истории свою партию - пассивный созерцатель-интеллектуал, завороженно следующий за Ней и тщетно пытающийся разрешить Ее загадку. Формальная логика, терпящая мучительно-сладкое поражение от соблазна иррациональности.

Образ фильма традиционен как для романов, так и фильмов самого Роб-Грийе: кинематографический лабиринт, сновидческие игры со временем и пространством, наслаивание друг на друга похожих и повторяющихся мизансцен и кадров. Засасывающая в свой водоворот ловушка ложной памяти. Кажется, что как зритель ты уже был в этой пространственно-временной точке координат. Казалось бы, все знакомо и узнаваемо...или это не так? Плавный поворот кинокамеры вокруг своей оси - и ты уже не уверен в себе. Деталь прически героини, деталь интерьера, пустая записка, пустая комната - что-то неуловимо меняется, незаметно, но настойчиво сдвигая с привычной точки опоры. Был ты здесь или тебе это только казалось? Все двойственно, эфемерно и фальшиво. В какой-то момент реальное и воображаемое начинают отражаться друг в друге, становясь практически неразличимыми. Возможно ли возращение? Еще один поворот камеры по оси - и вдруг приходит осознание: лабиринт. Но на этот раз не объемно-геометрический, как предыдущий «В прошлом году в Мариенбаде», а сотканный из переплетенных в восточный круговой орнамент арабесок. Виртуозность режиссерского обмана оправдывается целью: создание полифонии смыслов, где центральная роль отводилась бы зрителю, который должен был стать «дешифровшиком», затем «конструктором» произведения, а контакт с аудиторией постепенно приблизился бы к сотворчеству.

Рискните. Поддайтесь гипнозу этого завораживающего фильма. Позвольте ему околдовать вас, но будьте осторожны - не заблудитесь в нем...

AndaLucia

Женщина. Мужчина. Турция.

«Бессмертная» - пример того, что Искусство вполне тленно и смертно. Фильм, некогда наделавший шума и удостоенный у себя на родине престижной награды, сегодня известен разве что большим фанатам Алена Роб-Грийе и чаще - только по названию. Между тем, эта сложная, тонкая и причудливая картина достойна внимания.

Посмотреть «Иммортель» я решила после удачного знакомства с «В прошлом году в Мариенбаде», где Роб-Грийе выступал сценаристом. Думала, что его режиссерский дебют должен стать еще лучше: есть возможность воплотить все свои замыслы. На деле вышло не совсем так. Как режиссер маэстро вполне вторичен. Всюду чувствуется влияние «Мариенбада»: специфические ракурсы, круговое вращение камеры со сменой мизансцен, многократное повторение эпизодов и т. д. Уровень прототипа и близко не достигнут: нет той законченности, четкости линий, искусственной, но притом совершенной красоты. Подкачал монтаж. Актерская игра - на уровень ниже... Однако гений Грийе-писателя торжествует. При всей своей неторопливости, вязкости и вычурной сложности, фильм от начала до конца держит в напряжении, маня иллюзией смысла, обещая иллюзию разгадки.

Вопреки аннотации, «главным действующим лицом» картины выступает не апатичный иностранец, заблудившийся в Стамбуле (между пластами истин/вымыслов), и даже не таинственная Лáле («тюльпан»), а сама Турция. Черно-белая страна с ее колоритными развалинами, сияющим морем и лаем псов. Волшебный Восток с открыток со знаменитыми (придуманными?) мечетями, замками, гаремами, тайными садами, полными цветов и ароматов, кустарников и тонких струй воды. Древняя обитель султанов, веками писавших одинаковые стихи с одними и теми же одинаковыми образами, возвращающимися, как фетиши или пароли... Лабиринт пыльных, обожженных солнцем улиц, деревянные дома с закрытыми окнами, где спрятаны женщины - одновременно низшие существа и бесы, годные только на то, чтобы заниматься любовью... Бесконечное копошение в руинах, попытки воссоздать (построить?) древнюю Византию. Поддельные тюрьмы, поддельные валы, поддельная история... Милые улыбки и шепотки по углам. Знаете, здесь творятся странные вещи... Похищения, тайные тюрьмы, девушек продают как рабынь... Несчастный случай?.. Мужья-турки очень ревнивы... Впрочем, все это - только плод Вашего воображения... Удивительная и непостижимая, коварная и прекрасная Турция, раз за разом ставящая в тупик пришельца из иного мира. Восхитительная. Смертельно опасная.

8 из 10

* курсив - цитаты из фильма (мерси и светлая память Алену Роб-Грийе)

Венцеслава

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video Профессиональный одноголосный (ВК)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.