Бекет / Becket

Бекет
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 11 Март 1964
Режиссёр: Питер Гленвилл
Продолжительность: 02:28:20
Просмотрели: 22

Генрих II окружен завистниками и интриганами. Единственный человек, которому правитель Англии всецело доверяет, - Томас Бекет. Он - слуга и наставник, военный советник и соучастник амурных похождений короля. Чтобы подчинить себе могучего противника - католическую церковь, - Генрих добивается избрания Бекета архиепископом Кентерберийским. Но веселый гуляка, плюющий на законы, неожиданно превращается в жесткого и целеустремленного политика, жаждущего укрепить авторитет церкви. Бывшие друзья превращаются в злейших врагов, и между ними разгорается тотальная война...

Продолжение: Лев зимой

Трейлер (youtube)

Экранизация пьесы Жана Ануя «Бекет, или Честь Божья».

Награды и номинации:

Оскар, 1965 год
Победитель (1):
Лучший адаптированный сценарий
Номинации (11):
Лучший фильм
Лучшая мужская роль (Питер О'Тул)
Лучшая мужская роль (Ричард Бёртон)
Лучшая мужская роль второго плана (Джон Гилгуд)
Лучший режиссер (Питер Гленвилл)
Лучшая работа оператора (цветные фильмы)
Лучшая работа художника (цветные фильмы)
Лучшая работа художника по костюмам (цветные фильмы)
Лучший звук
Лучший монтаж
Лучший саундтрек

Золотой глобус, 1965 год
Победитель (2):
Лучшая мужская роль (драма) ( Питер О'Тул )
Лучший фильм (драма)
Номинации (3):
Лучшая мужская роль (драма) (Ричард Бёртон)
Лучший режиссер (Питер Гленвилл)
Лучший саундтрек

Британская академия, 1965 год
Победитель (3):
Лучшая работа оператора (цветные фильмы)
Лучшая работа художника (цветные фильмы)
Лучшая работа художника по костюмам (цветные фильмы)
Номинации (4):
Лучший фильм
Лучший британский актер (Питер О'Тул)
Лучший сценарий британского фильма
Лучший британский фильм

Поединок чести и любви

Неподвижная камера не отрываясь следит за завораживающей игрой чувств в выразительных глазах Питера О`Тула. Внутреннее напряжение длящегося кадра захватывает и держит, а перед зрителем разворачивается сцена, где голос, жесты и мимика актера становятся единственно реальными «действующими лицами». И величественный собор со скорбным надгробием лучшего друга, врага, а ныне великого святого саксов постепенно отходит на второй план. Генрих без плаща, он наг, бесконечно одинок, и ему холодно - ох, как холодно в этом промозглом и теперь уже пустом мире. Но он привык, давно привык так жить. И необходимость сегодняшнего наказания должна, наконец, примирить его с этим человеком, а боль от рассеченной спины - заглушить уже привычные страдания. Ведь все это ради Англии, не так ли? А он пока еще ее король, черт бы всех побрал!

Оскароносный «Бекет» был снят известным театральным режиссером Питером Гленвиллом по пьесе знаменитого французского драматурга Жана Ануя. Интересно, однако, что этот неизбежный отпечаток «сценичности», хотя и придает действию фильма определенный колорит и значительность, тем не менее в итоге не склоняет его в сторону сугубой театральности. Гленвилл искусно изменил многие сцены, диалоги и даже события пьесы. Но подарив таким образом картине динамику и полнокровие кинематографического жанра, он практически не тронул идейной сути основного конфликта. Режиссерская трактовка отчетливо видна лишь в заметном изменении образов главных героев драмы, их актерской интерпретации.

Томас Бекет - безродный потомок плененных саксов. Богатство, власть и дружба короля не могут заглушить тоску по отнятой у его народа чести. Но Бекет привык. Шлюхи, оргии и азарт кровавых сражений успешно заполняют его душевную пустоту. Интересно, что в исполнении Ричарда Бёртона от легкого, обаятельного, словно искрящегося ануевского героя не остается и следа. Перед зрителем образ усмиренного зверя, с вечно тлеющими угольками протеста в глубине полуприкрытых глаз. Это послушный слуга, мудрый царедворец, преданный, но, увы, не любящий друг. Он и сам не желает ничьей любви, закрывается от мира глубоких чувств и как бы постоянно ожидает чего-то. И вот трагическая ошибка короля неожиданно оказываются ответом на это его тайное внутреннее вопрошание. В принятии на себя сана и ответственности за английскую церковь Бекет неожиданно встречается со своим истинным «я», обретает, наконец, человеческ­ое достоинство и ту самую доселе неведомую «честь». Он будто просыпается от глубокого сна своей прежней жизни. И эта в вере рожденная новая личность становится для него теперь той единственной ценностью, которую он не может променять ни на что... Через несколько лет Бёртон, не прилагая особых усилий, в другом фильме с успехом сыграет Генриха VIII. Здесь же отчетливо видно, как тесно необузданному темпераменту актера в узких и непонятных для него рамках святости. И только в пламенных речах и молитвах обратившегося Бекета эта затаенная страсть вырывается наружу, гранича порой с неистовым фанатизмом. Но именно такая парадоксально заостренная трактовка характера героя и придает всему фильму особую глубину трагизма.

Ну а что же Генрих? Этот родовитый отпрыск норманнов с детства имел все, кроме любви. И теперь он тянется к ней - эгоистично, жадно, зло. Он буквально вбирает в себя Бекета, «питаясь» его умом, благородством и силой, а заодно порой жестоко испытывает преданность саксонца. Поэтому неожиданный отказ теперь уже могущественного церковного иерарха повиноваться королевской власти воспринима­ется им как личное предательство. И в этой обиде попранной любви Генрих готов идти до конца. Но игра Питера О`Тула тоже вносит свои немаловажные нюансы в оригинальн­ый образ короля. Актер полностью вживается в амплуа героя-неврастеника, и превращает несколько грубоватого, часто раздающего пинки человека в глубоко страдающую и утонченную личность. Это ребенок, у которого отняли любимую игрушку, и он искренне не понимает, зачем его обидели. Томас был для него всем: матерью, отцом, другом, наставником. Он «научил его думать», «приподнял над общей тупой массой», а потом вдруг покинул, променяв на Бога. В фильме Генриху дается возможность любить - безнадежно, тоскливо, но искренне. И такой взгляд заметно расширяет смысл конфликта, делая фигуры Бекета и Генриха практически равнозначн­ыми.

Интеллектуальный театр Жана Ануя глубоко пессимистичен. Беря за основу своих пьес классические сюжеты, драматург переосмысляет их в современном ключе. Поэтому в «Бекете» внешнее противостояние церковной и государственной власти - лишь фон, на котором разворачивается драма одиночества человеческих душ. Это мир, где духовное самоопределение противопоставлено любви, а любовь превращена в богоборчество. Действительность жестока и несправедлива, она искажает чувства и разрушает отношения между людьми, поэтому Бекет, как и ануевская Жанна Д`Арк, выбирает не жизнь, но верность себе и Богу. А Питер О`Тул в фильме «Лев зимой» вскоре опять сыграет Генриха II. Но те ростки искренности и любви, что были заметны в молодом короле, уже бесследно исчезли. Теперь он циничен и жесток, и одиночество по-прежнему тяготеет над ним... Но интересно однако было бы узнать, что думал о нем святой Томас - там, наверху? Или мы все же не ответственны за тех, кого приручили?

Irineia

Приквел «Льва зимой». Генрих II - Питер О`Тул, Томас Беккет - Ричард Бартон. Отличный фильм, но «Лев...» лучше. «Беккет» - скорее исторический фильм, чем драма, поэтому немалую часть фильма занимает бытописание, одна церемония рукоположения архиепископа Кентерберийского занимает минут десять, с заунывными песнопениями и хождениями. Исторической правды фильму добавляет, да. Актерский состав послабее, чем во «Льве...», хотя Беккет, Генрих и эпизод с Луи VII отыграны блестяще. Вот второстепенные роли - баронов, королевы-матери, князей церкви - подкачали, да и костюмы как-то слишком утрироваными показались, хотя в Англии XII века не живал, признаю. Особо расстроила Элеонора Аквитанская, в сравнении с Кэтрин Хепберн просто карикатурная. И с хронологией как-то не того, можно было бы и писать: «прошло нцать лет». Проходит 8 лет, внешность не меняется, нам не сообщается, только дети вдруг вырастают до неприличия. Но в целом - очень на высоте.

Еще раз восхищаюсь Питером О`Тулом. В 32 года он сыграл 20-и и 37-илетнего Генриха. В 36 сыграл его же 56-и летнего. Не соврал ни разу.

«Слава божья, господа, - хорошая вещь. Особенно, когда склоняет чашу весов
в вашу сторону.»
«Открытость - часть политической стратегии. Но если все играют в откытую,
игра становится слишком запутанной.»
«Вы уже видите себя регентшей, мадам? Поэтому меня и не прельщает ваша
постель - мне противно спать со своей вдовой.»

8 из 10

andy_zhur

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.