Американская ночь / La nuit américaine

Американская ночь
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 14 Май 1973
Режиссёр: Франсуа Трюффо
Продолжительность: 1:55
Просмотрели: 152

Эта картина о том, как снимают фильм. Конфликты на съемочной площадке, неудачи с актерами и прочие студийные перипетии улаживает, утрясает и исправляет Владыка творческого процесса — Режиссер.

Трейлер Nº2

Трейлер

премия Французского синдиката критиков


Оскар, 1975 год
Номинации:
Лучшая женская роль второго плана (Валентина Кортезе)
Лучший режиссер (Франсуа Трюффо)
Лучший оригинальный сценарий


Оскар, 1974 год
Победитель: Лучший фильм на иностранном языке - «Франция»


Золотой глобус, 1974 год
Номинации:
Лучшая женская роль второго плана (Валентина Кортезе)
Лучший иностранный фильм - «Франция»


Британская академия, 1974 год
Победитель:
Лучший фильм
Лучшая женская роль второго плана (Валентина Кортезе)
Лучший режиссер (Франсуа Трюффо)

 

Жизнь в жизни

«До того как Уэллс пришел в кино, он успел поработать и на радио, и в театре. Мы же родились в музее», - задумчиво произносит Жан-Люк Годар. Про основателей французской новой волны принято говорить, что они влюблены в кино, но куда правильнее будет сказать, что они им больны. Дело тут даже не в том, что мальчишкой режиссер «Американской ночи» Франсуа Трюффо сбегал с уроков, тайком пробираясь в кинозалы, пока, наконец, не бросил школу в возрасте 14 лет. Дело в решении одного из ключевых вопросов обозреваемого фильма: «что важнее, жизнь или кино» - не в пользу первой. Феллини снял «Восемь с половиной», Кесьлевский «Кинолюбителя», но, несмотря на знакомую конструкцию «фильм в фильме» и глубокий интроспективный подход, никто из них не подбирался к объекту так близко, ведь большинство авторов мысленно пребывают где-то в мире идей, кино для них - это «всего лишь» язык, средство, способ высказаться о чем-то далеком (история, политика, религия, что угодно), не имеющем отношения к монтажу, актерам или декорациям, способ наполнить имеющуюся форму абстрактным содержанием. Трюффо же изначально находится в вышеозначенном дискурсе, его лексика и синтаксис полностью «лежат внутри» этой каждодневной съемочной рутины, и если, к примеру, феллиневский Гвидо фактически был «занят» только подготовительной работой, то главный герой «Американской ночи», режиссер Ферран (которого, важно отметить, Трюффо сыграл самостоятельно) уже «в процессе» - фильм открывается подготовкой общего плана массовки. Несмотря на критику со стороны друга и коллеги Годара, несмотря на сюжетные упрощения, «Американская ночь» - возможно, самый честный и точный фильм о создании фильмов. Честный, благодаря одной только личности автора, он просто не мог снять по-другому.

«Ночь» представляет собой затейливое переплетение историй, происходящих с коллективом на съемочной площадке. Одна из актрис скрывает беременность, другую настиг экзистенциальный кризис, каскадер попался чересчур алчный, девушка-реквизитор мечтает о служебном романе, машина в кадре неправильного цвета, даже специально привезенный кот нахально убегает, вынуждая переснимать дубль за дублем. Первый мотив здесь, конечно, - соотношение чистого искусства и нашей реальности. Парадокс известен давно: наука, творчество или иная идеальная категория - все это формально «важнее», «больше», «значительнее» нас, простых смертных, однако без людей ничего бы не было, по крайней мере, некому было бы об этом говорить. Трюффо показывает как абстракция, идея, в самом что ни на есть платоновском смысле, посредством жизненных мелочей, стохастического мусора, обретает «реальные» очертания. «Американская ночь» - это своеобразный психологический конструктор, героев очень много, на каждого приходится минимум два сюжетных поворота, но автору удается соорудить настоящую метафору кино, показать чудо рождения - как живой организм складывается из группы белков, так из нарезки сцен и суетливой беготни по павильону возникает фильм. Мозаичный нарратив и быстрая смена эпизодов позволяют Трюффо создать мимолетное настроение, картина смотрится ностальгической зарисовкой с размытыми контурами, детали не запоминаются, запоминается ключевой переход от мелких ссор, бытовых неурядиц и маленьких трагедий к созданию чего-то великого общими усилиями.

Имеет место и некоторая игра в форму. Когда-то давно, еще будучи кинокритиком, Трюффо выпустил статью, где изложил свой взгляд на развитие индустрии. По его мнению, слишком большая роль отдавалась сценарию, в котором было расписано все, вплоть до операторских решений, постановщику же оставалось только механически воплотить написанное, что убивало авторское начало. «Ночь» в этом смысле выглядит своеобразным ироническим диалогом, игривой риторикой на основе изложенных тезисов. Трюффо будто бы специально использует как можно больше приемов: с равной вероятностью можно увидеть дальние, общие, средние, крупные планы, разные способы монтажа, множество ракурсов и видов движения внутри кадра - попытка стилизовать под тот самый «механицизм», деконструкция и намеренная атомизация творчества, его как будто разложили на составляющие. Отсылка к теории авторского кино довольно прозрачна: несмотря на внешнюю отчужденность и, казалось бы, излишнюю академичность стиля, невозможно скрыть индивидуальный почерк, есть что-то, не поддающееся разложению на детали - талант Автора, который отличает поделку от произведения искусства. И здесь как нельзя лучше подходит структура «фильм в фильме», двойное сопоставление только уточняет мысль, склеивая две реальности: когда на съемках Трюффо кричал: «Снято!», невозможно было различить исполнение роли «внутрифильмового» режиссера Феррана и всамделишную команду постановщика «Ночи». Аналогичным образом трудно сказать, что было более естественным: играть роль «актера в жизни» или играть роль «актера на сцене».

Для правильного понимания высказывания между автором и реципиентом должно быть как можно меньше посредников - едва ли не основное положение «новой волны» французских философов. Уникальность «Американской ночи» в том, что посредников здесь вообще нет, автор говорит на своем родном языке, изредка поигрывая металингвистикой. «Мужчину ради фильма я бросить могу, но фильм ради мужчины...», - задумчиво произносит девушка из съемочной группы. Франсуа Трюффо не бросал жизнь ради кино, он просто аккуратно перенес ее туда.

cherocky

«Кадр за кадром»

Частотный диапазон звуковых волн в виде титров задает ритм повествования. Зритель погружается в кино, легкая панорама увлекает взгляд, приковывает к экспозиции фильма, первые кадры важны для зрителя, по ним он определяет атмосферу, и тут слышится выкрик - «Снято!», оказывается, что это фильм о фильме, добро пожаловать к киноалтарю. С ироничным пиететом нам представляют тех, кто относится к созданию фильма как к зачатию гения.

На протяжении фильма зритель переносится от одной тайны к другой. Это уже начинает напоминать сюжет мелодрамы «Встречайте Памелу», которую снимают герои, но придает оригинальность ситуации проницательность Трюффо с разумной долей насмешки.

Сцены фильма профессионально связаны в одно целое с помощью звукозрительного монтажа, «съемка с рук» имитирует документальность, отделяя тонкой гранью две иллюзорности, но не мешает воспринимать их как единый фильм.

«Съемки фильма чем-то напоминают поездку в дилижансе на Диком Западе. Сначала надеяшься на приятное путешествие, потом только и думаешь, как бы доехать до места назначения» - мысли режиссера Феррана, героя Трюффо, мгновенно материализуются - продюссер заявляет о сокращении сроков съемок фильма «Встречайте Памелу»...

Ферран подобен прибрежной скале, выдерживающей безумный натиск волнового хаоса. В одной из сцен он старается переубедить Альфонса, героя Жан-Пьера Лео, которого необходимо отметить, в предназначении кино в их жизни: «Вы же прекрасный актер, личная жизнь ни у кого гладкой не бывает. Так происходит только в кино. Никаких спадов, никаких поражений, фильмы похожи на поезда, которые днем и ночью идут по намеченному маршруту. Такие как Вы и я находят успокоение только в работе».

Кино требует жертвоприношений от тех, кто его создает. Но даже вынужденная сексуальная измена ради спасения съемок показана Трюффо никак отвратительное и отталкивающее действие. Каждая деталь, любой поступок подчеркивает важность общего результата. Такую искреннюю самоотверженность, показанную вне кадра, зритель не способен воспринимать естественно.

Название фильма помимо отсылки к приему в кинематографе также подчеркивает связь отцов и детей в киноидустрии. И безусловно, «Американская ночь» - почитание тем режиссерам, на которых Трюффо сформировал свой взгляд на кино, перед которым не смог устоять миловидный Оскар.

10 из 10

Martis Blauws

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.