Альфавиль / Alphaville, une étrange aventure de Lemmy Caution

Альфавиль
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 05 Май 1965
Режиссёр: Жан-Люк Годар
Продолжительность: 01:39
Просмотрели: 2

Альфавиль - тоталитарное общество, находящееся в миллионах световых лет от нашей планеты и управляемое электронным Альфа-мозгом. Создал его сбежавший с Земли профессор Носферату, скрывающийся здесь под именем фон Браун.

На Земле опасаются инопланетного вторжения, поэтому частный детектив Лемми Кошен получает задание - вернуть назад или убить профессора. Прибыв на место, Лемми влюбляется в его дочь Наташу...

Трейлер 1

  • В этом фильме в эпизодической роли появляется Жан-Пьер Лео (приблизительно на 68 минуте фильма), он играет служащего отеля, который приносит завтрак Лемми Коушену и Наташе фон Браун.
  • Часть съемок была осуществлена внутри Французского Дома Радио (фр. Maison de Radio France), который в то время только недавно торжественно открылся.
  • В честь фильма названа немецкая синтипоп-группа, имевшая большую популярность в середине 1980-х годов - «Alphaville».

Странный немолодой мужчина (Константин) по имени Иван Джонсон (по крайней мере именно так он себя называет) прибывает в город Альфавиль, что находится на неназванной планете, отличной от матушки-Земли. Жители Альфавиля славятся абсолютной логичностью своих поступков и полным бспрекословным подчинением электронному мозгу по имени Альфа-60. Иван приехал в город не просто так: его цель - встреча с создателем этого тоталитарного ада профессором фон Брауном (Вернон). Попутно Иван влюбляется в дочь профессора Наташу (Карина) и пытается забрать её с собой.

Я не самый большой в мире любитель такого жанра, как антиутопия. Впрочем, кое-какие вещи мне всё-таки довелось посмотреть ("Бразилия», «Гаттака», «Эквилибриум») и почитать ("Мы», «Улитка на склоне», «Голодные игры»), однако, в целом, мне ещё очень далеко до звания знатока. Вот и про ленту «Альфавиль» я узнал практически случайно. А между тем, она является победителем Берлинского фестиваля и одним из лучших фильмов известного французского режиссёра Жан-Люка Годара.

Описанное в картине антиутопическое общество несмоненно вызывает интерес, причём, как это обычно бывает, самые лакомые находки кроются в деталях. Равенство понятий «Библия» и «Словарь», отсутствие в речи таких слов, как «почему», «любовь», «нежность», «сознание», ужасная сцена смертной казни людей, посмевших вести себя нелогично, все эти нелепые фразочки местных жителей: «хорошо, спасибо, пожалуйста», «на севере снег, на юге солнце» и прочее. На переднем же плане в фильме борьба агента из Внешнего Мира и электронного мозга Альфа-60, чьи речи довольно витиеваты, а порой откровенно скучны.

Отдельно хочется отметить отличное музыкальное сопровождение картины и интересные визуальные находки: засвеченные кадры, яркие вспышки мигающих ламп, неоновые надписи.

Одним словом, «Альфавиль» - фильм очень интересный, хоть и чуточку более арт-хаусный, чем хотелось бы. Поклонникам антиутопий - смотреть обязательно. Остальным - под настроение. Лично мне понравилось.

8 из 10

Horseofhell

Альфавиль рассказывает об антиутопичном обществе, управляемом компьютерным Альфа-мозгом, созданном сбежавшим с Земли профессором Носферату, скрывающимся под именем фон Браун. На Земле опасаются инопланетной атаки, ведь компьютер целенаправленно уничтожает внешние миры, считая это логичным, поэтому частного детектива Лемми Кошена - типичного нуарного копа - отправляют в Альфавиль, чтобы он либо уговорил профессора вернуться, либо просто убил его. В Альфавиле запрещены эмоции и искусство, ибо компьютер считает и их нелогичными. Прибыв на место, Лемми влюбляется в его дочь Наташу, родившуюся на Земле, а следовательно - имеющую шанс на реабилитацию.

Ранний постмодернизм начинает проявляется уже с земного имени профессора Носферату, которое отсылает к классическому немому фильму ужасов Фридриха Вильгельма Мурнау «Носферату: Симфония ужаса» (1922). Тот факт, что антагониста зовут именем классического злодея, как бы намекает на постмодернистскую иллюзорность, ведь и сам Альфавиль неспроста стилизован под «Метрополис» (1927) Фрица Ланга. Постоянный годаровский оператор Рауль Кутар смог показать привычный Париж в непривычном свете: чужим, отталкивающим, лишенным жизни.

Помимо традиционного годаровского формализма фильм имеет в наличии хорошую модернистскую историю, рассказанную достаточно ярко даже с учетом того, что сделан фильм без каких-либо дорогих атрибутов массового кино, а его бюджет составил всего $220 000. Оживает мир благодаря операторской работе, монтажу, игре света и тени, закадровым звукам, то и дело всплывающим сюрреалистичным зарисовкам, подбору соответствующих мест для съемок, немалая часть которых была осуществлена внутри Французского Дома Радио, где с помощью различных технологичных предметов были сымитированы многие сцены. Именно камерность спасает фильм, ведь если бы в нем было больше уличных сцен - он бы мигом утратил атмосферу.

Жан-Люк Годар, будучи экспериментатором, брался за многие жанры и течения. В данном случае - за популярный в Европе жанр антиутопии, появившийся еще в начале 20-го века; использующий в качестве корневого лейтмотива подробное описание иерархии общественной жизни тоталитарных государств будущего или альтернативного настоящего, основанных обычно на каких-то реальных исторических событиях. Сатира на общество на метафизическом уровне. Исследование в контексте философии, истории, социологии и политологии. Но каждый автор делал упор на что-то свое - что казалось ему более важным на идейном уровне. На период 60-х приходится, например, роман Энтони Берджесса «Заводной апельсин» (1962), экранизированный Стэнли Кубриком в 1971-м году, а также фильм Франсуа Трюффо - коллеги Годара по новой французской волне - «451 градус по Фаренгейту» (1966), являющийся экранизацией научно-фантастического романа Рэя Брэдбери, изданного в 1953-м году. Но говоря об антиутопиях, следует начинать далеко не с 60-х. Выше уже было упомянуто, что вдохновлялись многие авторы «Метрополисом» Ланга; совершенствовали идеи, заложенные им еще в 20-х годах. Оруэлл в «1984» (1949) изучал причины и следствия максимально возможного подавления государством свободы воли населения на протяжении многих поколений; проверял на прочность тезис: «Сохранится ли в людях, которые поколение за поколением растут в четырех стенах, не зная о том, что за ними есть еще мир, тяга к безграничному познанию окружения в попытке разорвать искусственно ограниченную когнитивность». Уже упомянутый Берджесс, - если отойти от его самого культового романа - «Заводной апельсин», преисполненного горькой иронией, взяв куда менее известный роман «Семя желания» (того же, кстати, 1962-го года издания, что и «Заводной апельсин»), - проверяет на прочность иной тезис: «Создание идеального общества невозможно ввиду человеческой неидеальности, невозможности побороть животные инстинкты, думать наперед, просчитывая все «за» и «против», а не сиюминутными потребностями»; а также вопрос, который позже раскроет во все том же «Заводном апельсине»: «А если и сможет человек побороть свое животное «Я» - то какой ценой».

Темы, поднимаемые жанром, экзистенциальные. Неоднозначные с морально-этической стороны. Затрагивающие извечные дилеммы. Требующие многократного осмысления и переосмысления. Конечно, нельзя сказать, что все представители течения достойны внимания, ни этого никто и не говорит. Речь идет лишь о лучших, которыми зачитываются и засматриваются и по сей день.

Но вернемся к Годару, которому, как режиссеру политизированному, любящему нежданно-негаданно вставить в свой фильм какой-нибудь памфлет, крайне близко данное течение в искусстве. Каких-то конкретных политических мотивов в фильме не высказано. Альфа-мозг считает логичным захватывать внешние миры, вроде того, откуда прибыл главный герой. Все революции, волнения и забастовки в галактике совершаются теми немногими умными людьми, что прибывают в Альфавиль в качестве шпионов. Но остальные люди должны быть глупыми, чтобы не задумывались об экзистенциальных тонкостях, а слепо следовали приказам. Годар сводит проблему Альфавиля к... механическому стремлению к совершенству. Задача Альфа-мозга, созданного профессором, высчитывать и предугадывать действия, которые необходимо исполнять жителям Альфавиля. Во имя великого блага. Людей, которые совершают действия, противоречащие логике, расстреливают. Преступлением считается, например, плач по поводу смерти родственника. Ведь это ни коим образом ни на что не влияет. Детектив постоянно подмечает, что лица людей в городе покрыты «следами грусти и суровости», словно вся планета впала в многовековую депрессию. Людям приходится жить по указке. Зная, что будет завтра, послезавтра, через год. Но они так сильно привыкают к такому раскладу дел, что попросту впадают в ступор, не зная, что делать, когда указаний нет. Спасенной оказывается лишь Наташа, история влюбленности которой является ключевой в фильме, благодаря чему нуарная антиутопия заканчивается не на трагичной, а на счастливой ноте с оттенком мелодраматизма.

ivanbelor

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.