Агония

Агония
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 03 Сентябрь 1982
Режиссёр: Элем Климов
Продолжительность: 2:32
Просмотрели: 973

1916 год. Россия в критическом положении, на престоле безвольный Николай II. Придворные предчувствовали крах самодержавия. «И вот во дворец вошел и, глумясь и издеваясь, стал шельмовать над Россией неграмотный мужик с сумасшедшими глазами»: — так писал Алексей Толстой о «святом старце» Распутине, который приобрел неограниченную власть над царем, а впоследствии стал жертвой придворного заговора.

Трейлер

  • Стремясь к большей документальности, режиссер вставляет в фильм обширное количество черно-белой кинохроники.
  • Фильм получил разрешительное удостоверение от 27 мая 1975 года. Но окончательная редакция была сделана в 1981 году. После показа на кинофестивале в Венеции в 1982 году фильм предлагался на продажу в западные страны. Однако в советский прокат вышел только в 1985 году.
  • На роль Распутина пробовались Леонид Марков, Михаил Ульянов, Евгений Лебедев, Владимир Самойлов, Анатолий Папанов, Евгений Евстигнеев, Иннокентий Смоктуновский.
  • На роль Николая Второго пробовались Кирилл Лавров, Юрий Пузырёв, Николай Засухин, Иннокентий Смоктуновский. Кандидатуру Лаврова забраковали чиновники из Госкино, обосновывая тем, что не может один артист играть и Ленина, и царя.
  • На роль Анны Вырубовой пробовались Наталья Гундарева, Элеонора Шашкова, Евгения Уралова.
  • На роль Александры Фёдоровны пробовалась Антонина Шуранова.
  • На роль Терехова пробовался Георгий Бурков.
  • На роль Дмитрия Павловича пробовался Александр Кайдановский.
  • На роль баронессы пробовалась Валерия Заклунная.
  • На роль Алексея Николаевича Хвостова пробовался Александр Калягин.
  • На роль жандармского полковника пробовался Борис Химичев.
  • Фильм начал сниматься в 1966 году - к 50-летию Октябрьской революции - режиссёром А. Эфросом по пьесе А. Н. Толстого «Заговор императрицы». Однако затем И. Пырьев, руководитель объединения «Луч» (Мосфильм), передал фильм на доделку Э. Климову. Климов решил отказаться от экранизации пьесы Толстого, посчитав её «картонной вещью», и попросил написать новый сценарий А. Володина. Володин отказался, и тогда Климов обратился с тем же предложением к И. Нусинову и С. Лунгину (авторам сценария одного из его предыдущих фильмов - «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»).
  • В третий раз фильм начал сниматься в 1973 году по разрешению нового начальника Госкино Ф. Ермаша. Во время съемок фильм удлинился и стал двухсерийным. Съёмки закончились в 1974 году, а в чистовой редакции фильм был готов в 1975 году. Однако к прокату фильм допущен не был и в 1978 году был возвращён Климову на доработку.
  • Распутин в исполнении Петренко - пышущий здоровьем «великан», вселяющий трепет в окружающих одним своим огромным видом. В действительности, по воспоминаниям современников, Распутин был «росту ниже среднего», скорее тщедушного телосложения, с измождённым лицом и не обладал большой физической силой. Обратное можно сказать об Алисе Фрейндлих в роли Вырубовой: фотографии свидетельствуют о её плотном сложении.
  • В фильме показывается, как знаменитая минеральная вода «Кувака» черпается из какой-то сомнительной ямы человеком в противогазе. Будучи налитой в стеклянный стакан, вода показывается явно мутной и имеющей отталкивающий запах. Однако в 1915 году горный инженер А. И. Дрейер описывал эту воду в самых восторженных фразах: «Вода Кувака «Гремучий родник» не только превосходна в физическом отношении, но безупречна в химическом, санитарном и во всех других отношениях, являясь водой кристаллически прозрачной, абсолютно бесцветной, без малейшего запаха, с приятным освежающим вкусом, лишённой каких-либо бактерий и с минимальным, для лучших питьевых вод, минеральным составом». В фильме также показывается, что вода добывалась где-то в пригороде Петрограда, хотя на самом деле - в пензенском имении В. Н. Воейкова.
  • Николай II в 1916 г. почему-то не носит на кителе орден Св. Георгия 4-й степени, полученный им в 1915-м. В реальности эта награда носилась на форме всегда и при всех обстоятельствах, а император к тому же очень гордился ею.
  • В начале фильма закадровый голос называет Российскую империю «крупнейшей монархией мира». Это не совсем точно, так как в 1916 году (время действия фильма) Британская империя превосходила Россию и по площади, и по населению.
  • В фильме утверждается, что потери России в русско-японской войне составили «более 400 тысяч человек». На самом деле суммарные потери России были несколько более 250 тысяч человек (из них убитыми и умершими - около 80 тысяч).
  • В фильме не соответствует действительности титр, сообщающий, что в течение 1914-15 годов Россия потеряла на фронтах Первой мировой войны более 3 миллионов человек убитыми и ранеными. В действительности же потери России составили 3 850 000 убитыми и ранеными (плюс 1 070 000 умерших и погибших мирных жителей) - но за весь период войны, т. е. с августа 1914 по март 1918 гг.
  • На протяжении всего фильма Анна Вырубова расхаживает размашистой величавой походкой, а один раз даже возит в кресле-каталке императрицу. На самом деле, в 1916 году Вырубову саму возили на кресле-каталке, а самостоятельно она могла передвигаться лишь на костылях, так как за год до этого, в 1915 году, попала в крупную железнодорожную аварию, где получила увечья такой тяжести, что все ожидали её скорой смерти. Она выжила, но до конца жизни проходила на костылях и с палочкой.
  • Эпизод, когда церковники заманили Распутина для «покаяния», а затем избили, имел место за пять лет до времени действия фильма - в 1911 году.
  • В конце фильма показывается могильная яма, залитая мутной водой. Когда гроб с Распутиным опускают в эту могилу, то раздаётся громкий всплеск. На самом деле Распутина хоронили посреди морозной зимы - в конце декабря (начале января по новому стилю) - и, судя по дневниковой записи Николая II, тем днём стоял мороз 12 градусов. Ночью же и утром (время похорон) мороз, как правило, ещё крепче, чем днём. В такой мороз в могиле не могло оказаться воды, да ещё в таких количествах.
  • В сцене похорон Распутина явно виден цесаревич Алексей со своим «дядькой». Однако, по воспоминаниям очевидцев, наследника престола на похоронах не было.
  • На мундире военного министра А. А. Поливанова, присутствующего на докладе в Ставке, два ордена - Св. Станислава 3-й степени и Св. Анны 3-й степени, другого генерала - один орден Св. Анны 3-й степени. Однако такие награды в русской армии имели поручики и штабс-капитаны. Согласно правилам, низшие степени ордена не надевались при наличии старших, а они у генералов должны были быть по определению.

На дворе 1916 год, трон занимает Николай Второй. Россия ввязалась в Первую мировую войну, но дела на фронте идут из рук вон плохо. В самой стране дела обстоят не лучше, недовольство населения возрастает, в воздухе витает идея революции. В этот момент у престола Николая появляется Распутин, который мгновенно завоевывает доверие императора и становится его главным советником. Можно сказать, что неформальная власть теперь принадлежит именно ему, но величие Распутина длилось недолго, вскоре он стал жертвой одного из дворцовых заговоров.
© Fast-Torrent.ru

После просмотра этой картины, Японский режиссёр Акира Куросава стоя аплодировал целых пять минут. «Агония» - это по-настоящему гениальное произведение искусств. Фильм, съёмки которого были закончены ещё в середине 70-х, десять лет по политическим причинам не был допущен к показу в СССР.

Тогда Юрий Андропов отправил письмо в ЦК КПСС, в котором говорилось о нецелесообразности выпускать фильм на экраны страны. Таким образом, в Советский кинопрокат фильм вышел лишь с приходом к власти Горбачёва, в 1985-м году. Интересно, что производство «Агонии» запустил Филипп Ермаш, тогдашний руководитель ГосКино, один из главных сторонников государственной модели кино, на которой держался весь Советский кинематограф. Он же и пытался спасти кино от Перестройки, стараясь сохранить эту модель, когда Горбачёв призывал предоставить план Перестройки Советского кинематографа.

Справедливости ради, стоит отметить, что те 18 с половиной миллионов (!) зрителей, пришедших тогда на фильм «Агония» - это большая, если не сказать великая победа Советского общества, Советской культуры. Невозможно представить, чтобы драма, которая с экрана периодически подаёт исторические цифры, даты, имена, сейчас у нас в стране собрала хотя бы 1/5 от аудитории этого фильма в том 85-м году. Дело даже не столько в его огромном хронометраже, который в два раза длиннее обычного фильма, сколько в его тяжёлом и одновременно глубоком для восприятия, содержании. Здесь нужно постоянно внимать происходящее на экране, не упустить ни одного эпизода, ни одного кадра. Потому что это максимально цельное произведение, в котором одинаково важна каждая сцена.

Как настоящий творец, Климов работал не ради денег, а ради зрителей. Вполне логично, что он так яро защищал свои картины и прилагал все усилия, чтобы их показали на экране. И своего он более, чем добился. В том же 1985-м вышел его фильм «Иди и смотри», ставший Лучшим фильмом по журналу «Советский экран» и собравший свыше 30 миллионов зрителей. А спустя год, Климов становится Председателем Союза Кинематографистов на роковом V съезде. Именно тот съезд стал отправной точкой краха Советского кино. Именно на нём классики Советского кино были фактически вычеркнуты. И, соответственно, последующая реорганизация киноотрасли прошла также при его непосредственном участии.

И вот я смотрю «Агонию», и я не верю, что на этом воистину гениальном режиссёре лежит ответственность за крах государственной модели нашего кино. В «Агонии» нет ничего антисоветского. Напротив, этот фильм показывает ужасное состояние нашей государственности в предреволюционное время. Сейчас очень многие обеляют последние годы Российской империи, фигуру Николай Второго. Так, например на прошлогоднем телепроекте «Имя Россия» можно было услышать от наиболее либеральных представителей, что Россия до 1917-го года вообще была самым высокоразвитым государством, с самими высокими темпами роста. Возникает последовательный вопрос: а что тогда вызвало революцию, если всё так было хорошо?

На самом деле, к 1913-му году производство и экономика нашей страны росли очень высокими темпами, и не случайно в первые годы Советской России ориентировались именно на 1913-й год. Но потом-то пошла война, потом-то пошёл спад. За один только 1916-й год валовая продукция промышленности сократилась более, чем на 30%, а зарплата средняя в 1917-м году была в два раза ниже, чем в 1913-м. Это был действительный тупик Монархии, и об этом очень чётко говорит Элем Климов в этом фильме. Он же цитирует самого Ленина в самых первых кадрах фильма: «Первая революция и следующая за ней контрреволюционная эпоха (1907-1914) обнаружила всю суть царской монархии, довела ее до.. последней черты, раскрыла всю ее гнилость, гнусность, весь цинизм и разврат царской шайки с чудовищным Распутиным во главе ее».

Элем Климов это видит, и рисует Николая Второго в этом фильме действительно слабым человеком, вызывающим жалость. Его жена прямо в лицо говорит: «Я ненавижу эту страну». Неспособный принимать правильные и благоприятные решения, он расстреливает птиц, а власть при его правлении находится в руках совсем других людей, одним из которых был Григорий Распутин, один из самых противоречивых и наиболее спорных исторических персонажей прошлого века, который блестяще сыгран Великим актёром Алексеем Петренко. То, что создал на экране Петренко - просто запредельно! Это была его первая главная роль в кино, но как мощно он её сыграл! Его не отличишь от реального Распутина, ему не просто веришь - он реально вызывает ненависть.

Показательно то, что при вручении этому Актёру «Золотого орла» за вклад в искусство, в фильме, показывающим кадры из различных фильмов с Алексеем Петренко, наибольшее количество времени было уделено именно этому фильму. Когда видишь его игру, понимаешь, что у нас действительно великая Актёрская школа, и Алексей Петренко - самый настоящий Народный Артист. Не менее сильна в «Агонии» Алиса Фрейндлих, которой выпала честь сняться в лучших, самых народных Советских фильмах, у самых выдающихся режиссёров. Её здесь не так много, но играет она, как всегда, замечательно. Анатолий Ромашин поразительно похож на Николай Второго, однако он играет иногда очень театрально, что иногда не совсем к месту в таком кино.

«Агония» - это по-настоящему русский фильм. Одним из наиболее удачных плюсов картины является плавное и ровное сочетание чёрно-белых и цветных кадров. Такая динамика помогает держать внимательного зрителя у экрана, не отрывая от него, на протяжении всего фильма. В фильме немало многоминутных и очень сложных эпизодов, снятых в один дубль, которые лишь подтверждают высокохудожественное мастерство Элема Климова и Алексея Петренко. Конечно, плохо, когда хорошее, отличное кино долго лежит на полке. Плохо, когда о таких режиссёрах, как Андрей Тарковский, Алексей Герман старший и Элем Климов, узнают спустя долгие годы после их карьеры.

Элем Климов желал отмены цензуры, отмены государственной модели и монополии на кинопрокат, но к великому сожалению, оказался недальновиден. Конечно же, он не хотел зла отечественной культуре и краха всей кинематографии - просто оказалось, что таких, как он, которые могут снимать выдающееся кино вне цензуры, слишком мало. А тех, кто снимает некачественное кино вне цензуры в разы больше. И зрителей у последних также в разы больше, чем у первых. Наша главная задача на сегодня, я считаю, состоит как раз в том, чтобы вернуть тот высокий уровень культуры, когда хорошие фильмы смотрят массы, а плохие стираются из памяти и истории. А проблема мне видится не в дефиците хороших фильмов (как сказал один умный человек: они есть, их просто надо искать), а в нехватке зрителей на это качественное кино.

«Агония» - гениальное, фантастически сыгранное, невероятно реалистичное и зрелищное кино. Один из лучших исторических фильмов и одна из лучших актёрских работ в истории кино.

10 из 10

Nikolai Kurbatov

Действие картины происходит в 1916 году во время Первой Мировой войны. Российская империя находится в глубоком кризисе: затянувшаяся кровопролитная война, хозяйственная разруха, голод, длинные очереди за самыми необходимыми товарами; более чем в 2 раза, по сравнению с 1915 годом, выросло количество участников забастовок. Назревает самая настоящая революция, но ни император, ни правительство не делают ничего, что могло бы действительно улучшить положение страны.

При такой обстановке остается только надеяться на чудо, и таким чудом для царской семьи становится сибирский «святой старец» Григорий Распутин. Он становится целителем для цесаревича Алексея, отрадой и вдохновением императрицы, едва ли не советником императора. В феноменальном исполнении Алексея Петренко эта фигура выглядит поистине необычайной и порочной личностью, на его фоне блекнут не только министры, но и сам Николай II. В его глазах светится запредельное и страшное безумие, отражающее агонию всего государства. Император выглядит безвольным и вместе с тем жестоким человеком, гибель тысяч солдат не вызывает у него никакого сострадания, а воспринимается как простой факт.

На экране создана незабываемая предапокалиптическая атмосфера разрушающегося мира. Для такого художественного эффекта в фильме задействовано абсолютно все: чередование цветной и черно-белой пленки, кадры из реальных дореволюционных кинохроник и стилизации под них, оформление титров, безумная музыка Альфреда Шнитке.

К минусам фильма можно отнести несоответствие внешности реальной Анны Вырубовой (полной темноволосой женщины, передвигавшейся в 1916 году на костылях), и светловолосой, худой Алисы Фрейндлих, сыгравшей ее в данной картине; а также явная советско-пропагандистская направленность последних минут ленты.

Несмотря на недостатки, «Агония» действительно выдающийся и впечатляющий фильм со сложной судьбой о сложном и трагическом времени.

Jila13

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video Часть 1 (ivi) Часть 2 (ivi)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.