1453 Завоевание / Fetih 1453

1453 Завоевание
Оценка 6.03 (62 голоса)

 
Дата выхода: 16 Февраль 2012
Режиссёр: Фарук Аксой
Продолжительность: 2:40
Просмотрели: 5484

Историческая драма о завоевании Стамбула султаном Мехмедом II.

1453 Завоевание

Еще Одна Бомба...

С выходом на экраны в 2010 году эпопеи «Вольный Человек» - фильма, который в итоге собрал пять миллионов долларов в турецком прокате (что есть колоссальная сумма для художественной картины в жанре драма/биография) брюхатые отцы турецкого шоу-бизнеса вдруг сообразили, что пора уже прекратить изображать верующих мусульман «тормозами», мешающими строго светскому турецкому обществу двигаться вперед, и начать снимать фильмы об выдающихся личностях некогда цветущего Исламского Мира, на чем можно заработать кучу денег. Именно так ненасытный турецкий кинематограф и открыл для себя новый потенциальный рынок - привередливых религиозных людей, коих можно легко заманить в кинотеатры, пообещав им фильм об их благородных религиозных деятелях или их блистательных завоевателях-мусульманах, которые когда-то сделали вклад в развитие и распространение исламской культуры и цивилизации.

С таким подходом и логикой создатели последующих фильмов не особо старались «состряпать» что-то грамотное, красивое и правдоподобное, а публика продолжала бегать в кинотеатры как стадо парнокопытных. Но после каждой длинной ночи брезжит рассвет и восходит солнце, поэтому когда я услышал о «Завоевании 1453» в моей душе кинокритика зародилась надежда увидеть добротный фильм о мусульманах, с качественным сюжетом и хорошо прописанными характерами. Оказывается, моим надеждам не предстояло сбыться.

«Завоевание 1453» - это стандартный, однообразный и пафосно-претензиционный кусок плохо пахнущего вещества. Нужно сказать, что режиссер этого фильма не только не смог отразить дух Османской Империи, но и вместо того, чтобы создать что-то новое, предпочел опереться на все кинематографические клише - от ориенталистических представлений о жизни султанов, до сцен с битвами, где смешаны техники из китайских фильмов класса «Б» и «Властелина Колец». В фильме нет никакой атмосферы исламской культуры - все богатство Османского Языка сведено на нет, актеры общаются друг с другом используя самые примитивные фразы из турецкого языка, с ужаснейшим «сериальным» акцентом, османские женщины либо трепещут перед мужчинами, либо бросают на них томные взгляды, а улицы Стамбула наполнены торговцами, кричащими наглое турецкое «Yavas be!» и гуляющими девицами, которые покрывают свои головы как угодно, только не в исламском стиле.

Главного героя - великого Мехмеда Второго, завоевавшего Стамбул в 21 год, сценаристы превратили в, извините за выражение, тряпку. Подберите любого турецкого мачо на улице, и он справится с этой ролью не хуже главного актера - Деврима Эвина. Все, что этому актеру приходилось делать, так это местами изображать думающего человека, местами - злобного героя индийских фильмов, который морщит брови перед тем, как замочить пятьдесят человек, а местами - махать мечом с распахнутой на груди мокрой рубашке. Его протагонисты, самые главные персонажи в любом фильме, были и того хуже - злобный консей якобы язвительных и хитрых византийских императоров, плетящие свои интриги в бассейне с девушками, очевидно попавших в этот бассейн прямо с парижских подиумов моды. Операторская работа была, как говорится, на нуле - такое ощущение, будто оператор, по команде режиссера «На старт! Внимание! Марш» пригнувшись бежал через поле битвы с камерой в руках, а все спецэффекты свелись к изображению «Ая-Софьи» без минаретов.

Но все это было бы простительно, если бы Фарук Аксой - автор двух печально известных «бомб» турецкого кино - «Recep Ivedik» и «C?lg?n Dersane», хотя бы немного поинтересовался историей Ислама и жизнью Мехмета Второго. Любое творческое дело, если в нем нет пыла и энтузиазма, обречено на провал - и «Завоевание 1453» - не исключение. При посмотре фильма чувствуется его «недоработанность», и ее причина в том, что весь состав, от режиссера и до дизайнеров костюма, подошли к созданию фильма с ленью и неохотой, мол, состряпаем что-то на хорошую тему, а публика «клюнет». А публика и клюнула, ведь фильм собрал 30 миллионов в родной стране. И будет клевать, до тех пор, пока не научится различать хорошие, качественные истории от плохих, и не будет ходить на фильмы только потому, что в них изображены религиозные люди.

3 из 10

amerkaout

 

«Для внутреннего использования»

Ну вот и турки научились снимать качественные исторические компьютерные блокбастеры по голливудским лекалам, и настолько прилежно, что, если бы не турецкая речь (я смотрел фильм с субтитрами), то можно было бы сказать, что «Завоевание» сняли где-нибудь на «Парамаунт». Режиссёр бережно, чуть ли не любовно скопировал все приёмы своих заокеанских (имею в виду Атлантический и Индийский океаны, не забывая новозеландского создателя «Властелина колец» Питера Джексона, которого турки тоже отлекалили) учителей, начиная с компьютерно-постановочных боевых сцен (и тут никак нельзя не вспомнить стоуновского «Александра» и того же «Властелина...») до фоновой музыки (на яркую тему композитору не хватило то ли таланта, то ли бюджетных денег), не говоря уже о целом ряде конкретных эпизодов (в финале воин, пронзённый дюжиной стрел и устанавливающий турецкий стяг над Константинополем- чем вам не Боромир из первой части всё того же «Властелина колец», даже внешне похож!). А вот своего, авторского у режиссёра Фарука Аксоя- с гулькин нос, то есть в упор не видно...

Но это ещё не главная беда картины. Я тут кое-что про неё прочитал. Оказывается, «1453. Завоевание»- едва ли не самый дорогой фильм в истории турецкого кино, причём визуальная отдача от вложения 17 миллионов пиастров, простите, долларов, намного превосходит аналогичную голливудскую. Вот только сделать «родимый» блокбастер мировым у скромного остатка Османской империи не получилось. В США его, как говорят, посмотрели только немногие мусульмане да этнические турки. Хорошо, хоть они, поскольку Штатам, после 11 сентября, войны в Ираке и Афганистане и продолжающейся конфронтации с «упёртым» исламским миром демонстрировать на своих экранах завоевание мусульманами земель «неверных» под «террористические» (по нынешним временам) возгласы «Аллах велик!» (дайте актёрам вместо сабель в руки «калаши»- вот вам и «Аль Каида», и «Хезболла», и «Братья-мусульмане»!) было бы неразумно и... небезопасно. В остальном «цивилизованном мире» картину восприняли настороженно, а то и откровенно враждебно. Сообщается о резких выступлениях христианских организаций против демонстрации фильма (особенно же он, наверное, «понравился» на Балканах, в Болгарии, Греции, испытавших на себе все «прелести» 400-летнего османского ига). Ещё бы христианам не протестовать, когда вторжение турок на Европейский континент в фильме показано как инициатива «свыше»(султану во сне привиделся, кажется, сам Аллах, который нацелил его на Костантинополь; интересно, кто привиделся Наполеону, Гитлеру и Бушу-младшему?) и великое благо для всех тамошних народов (совершенно кощунственно выглядит сцена с приходом в православный храм султана-добродетеля, милостиво разрешившего людям следовать своей вере и взявшего на руки девочку в луче света, которая обняла его как нового Христа; вопрос: всех ли их, после его ухода, вырезали его янычары и башибузуки или пощадили хотя бы эту девочку?). Зато родимая Турция по картине чуть с ума не сошла и сделала ей почти всю «кассу», да с огромной прибылью... Вот и получилось, что она- «для внутреннего пользования». Хотя даже на родине ей досталось за всякие исторические неточности и несоответствия. Мне, например, показалось странным фехтование (в начале) молодого султана на мечах- оружии, чуждом мусульманскому миру (только сабля!). И что это за фантастическую суперпушку, размерами во много раз превосходящую гораздо более позднюю Царь-пушку (которая, как известно, ни разу не выстрелила, а была лишь декоративным «чудом света») сотворили беглый христианин (предатель!) со своей приёмной дочерью? Ничего о ней не слышал. Такой вот пушечный патриотизм? И почему это мне резко захотелось посмотреть хотя бы «Турецкий гамбит», не говоря уже про «Героев Шипки» и «Корабли штурмуют бастионы»?

... Кино- «кином», история- историей, политика- политикой, а Константинополь по-прежнему остаётся турецким Стамбулом (жаль всё-таки, что в конце Русско-турецкой войны 70-х годов 19-го века тогдашние «великие державы» не дали российским войскам его взять, точнее, отобрать обратно!), а Турция- верным членом НАТО. Кажется, там кому-то уже приснилось «высшее» откровение насчёт Сирии...

6 из 10

Альберт Попов

 

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video Профессиональный многоголосный (ВК)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.