13 часов: Тайные солдаты Бенгази / 13 Hours: The Secret Soldiers of Benghazi

13 часов: Тайные солдаты Бенгази
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 12 Январь 2016
Режиссёр: Майкл Бэй
Продолжительность: 2:24
Просмотрели: 941

2012 год. Бенгази, Ливия. Группа террористов решает «отпраздновать» события 11 сентября нападением на американское посольство. Шестерке бойцов из элитного спецотряда приказано вмешаться только в крайнем случае. Но когда под угрозой десятки жизней, долг и совесть берут верх над субординацией. И мужественные солдаты без колебаний вступают в бой с яростной группировкой боевиков. Бой, который для всех шестерых, скорее всего, станет последним.

 

  • Пресс-секретарь Шон Смит, роль которого исполнил Кристофер Дингли, был горячим поклонником и игроком в «EVE Online» (массовая многопользовательская онлайн-игра) с ником «Vile Rat», или «Мерзкая крыса». Среди других игроков о нём ходили легенды. После его гибели в Бенгази многие поклонники игры выразили близким Смита искреннее сочувствие.

 

  • Как рассказывал продюсер Эрвин Стофф, макеты дипломатического представительства и пристройки, где располагались сотрудники ЦРУ, были построены по тем же чертежам, что и здания в Бенгази. В 2016 году Стофф сообщил:"... просто мы раздобыли оригинальные планы и спутниковые снимки, и мы общались с непосредственными участниками тех событий. Так что мы воссоздали все здания с точностью до сантиметра».

 

  • Джон Красински и Дэвид Денман вместе снимались в популярном телесериале «Офис». Красински играл Джима Халперта, а Денман - Роя. В эпизоде «Банкир» (2005) этого сериала снялся Дэвид Костабайл.

 

  • Это третий фильм режиссёра Майкла Бэя, основанный на реальных событиях. До этого он снял «Перл-Харбор» (2001) и «Кровью и потом: Анаболики» (2013).

 

  • На бронежилете персонажа Джона Красински видна эмблема в виде стилизованного черепа. Такой же эмблемой щеголяли военнослужащие части, в которой служил Крис Кайл, герой фильма «Снайпер» (2014).

 

  • Премьерный показ фильма был назначен на 23 декабря 2015 года, но был перенесён на более поздний срок, чтобы избежать конкуренции с выходящим фильмом «Звёздные войны: Пробуждение силы» (2015).

 

  • Погибший при нападении на представительство США в Бенгази Глен Доэрти дружил с Брэндоном Уэббом, который обучал «морских котиков» снайперской стрельбе. Знаменитые снайперы Маркус Латтрелл и Крис Кайл обучались именно у него.

 

  • Майкл Бэй хотел снимать на плёнку, тогда как оператор Дион Биби настаивал на цифровой съёмке. Бэй в конце концов согласился с оператором - из-за наличия в фильме множества эпизодов, где действие происходит ночью, и из-за плотного графика съёмок.

 

  • Майкл Бэй впоследствии рассказывал, что на съёмках на Мальте ему пришлось работать с совершенно незнакомой ему съёмочной группой. Режиссёр приписал слаженность работы международного творческого коллектива тому, что терроризм не признаёт границ и национальностей, так что подобная трагедия могла случиться не только с американцами.

 

  • В радиоинтервью в программе Марка Левина 18 января 2016 года Марк Гейст, роль которого в фильме исполнил Макс Мартини, заявил, что мины, которыми исламисты обстреливали представительство, имели поражающий радиус 6,5 метра, то есть у людей, оказавшихся в зоне поражения, не было ни единого шанса уцелеть.

 

  • В радиоинтервью в программе Марка Левина 18 января 2016 года Марк Гейст рассказал, что однажды во время съёмок он занял место исполнявшего его роль актёра и что режиссёр ничего не замечал, покуда Гейст не посмотрел прямо в камеру.

 

  • Компания «CinemaScore», которая исследует восприятие зрителями новых фильмов, присвоила фильму «13 часов: Тайные солдаты Бенгази» наивысший рейтинг «А».

 

  • Длительность оригинальной версии фильма 4 часа.

 

  • Вначале авторы фильма предложили роль Тайрона «Рона» Вудса Марку Уолбергу, но актёр был вынужден отказаться из-за занятости в других проектах.
  • В фильме рассказана реальная история трёх бывших спецназовцев, на протяжении 13 часов отбивавших атаки исламских радикалов на представительство США в ливийском Бенгази, когда были убиты посол США Крис Стивенс, пресс-секретарь Шон Смит и другие.

 

 

Тайная жизнь Бенгази

2012 год в Ливии: Каддафи убит, но гражданская война между вооружёнными группировками продолжается. В Бенгази, второй по величине город в стране, - и один из самых опасных городов на Земле, - на годовщину 11 сентября прибывает американский посол Кристофер Стивенс. На расстоянии квартала от посольской резиденции находится секретный комплекс ЦРУ: шестерым бывшим спецназовцам поручена охрана разведслужбы. У всех шестерых в США остались семьи, и они предаются нежным беседам с жёнами и детьми по видеоконференциям, - до той поры, пока не оказывается, что на посольскую резиденцию среди ночи напала вооружённая толпа, местная охрана перебита или разбежалась, а посла спасать некому.

Компания Paramount рекламировала «13 часов» как очередной представитель популярного в Америке жанра - документального боевика для консервативной аудитории. Рецепт успеха, доказанный «Уцелевшим» Питера Берга и «Американским снайпером» Клинта Иствуда, прост: крутые американские военные, бряцая оружием, думая о семье и о звёздно-полосатом флаге, добровольно идут на самоубийственную миссию, показывая чудеса выучки, гуманизма и заботы о товарищах. Но патриотическая подоплёка «Тайных солдат» очень поверхностна. Майкл Бэй снимает кино ради взрывов, а не ради политики. Любители реализма критикуют «13 часов» за то, что авторы отошли от исторической справедливости: например, изобразили главу резидентуры ЦРУ в Бенгази отъявленным негодяем, который не позволил своим людям вовремя выехать на место боя. Но с самого начала ясно, что глава резидентуры используется исключительно как драматический антагонист главным героям. Он и не обязан иметь ничего общего с прототипом (впрочем, реальные герои истории утверждали, что он действительно вёл себя нерешительно). Дэвид Костабайл успешно исполнил роль косного и трусливого бюрократа, в котором потрясение пробудило совесть и даже толику храбрости, - образ ровно той сложности, которая уместна для подобного кино. Не слишком поверхностно, но без заметной глубины.

Характеры других персонажей выполнены не менее схематично; на их фоне выделяется лишь энергичный и решительный Глен Доэрти, персонаж Тоби Стивенса (Флинта из Black Sails). Сцены слащавых объяснений с детьми и любимыми, - то, что нас обычно раздражает в боевиках, - связывают безликих людей в форме, которых не так просто отличать друг от друга, со знакомой нам мирной реальностью. После непрекращающегося экшена последних полутора часов один из героев замечает, что за прошедшую ночь ни разу не вспомнил о своих детях. Да и зрители тоже не вспоминали.

Зрители вспомнят другое: то, зачем обычно ходят на Майкла Бэя, здесь есть в изобилии. Большую часть фильма занимают бои, погони, стрельба и взрывы. В области масштабных разрушений Бэю по-прежнему нет равных. Глянцевая картинка, сверхнасыщенные цвета, солнечные блики на машинах, долгие пролёты камеры сквозь ряды наступающих боевиков, - эти приёмы режиссёр беззастенчиво повторяет по много раз за два с половиной часа, и они не утомляют. Оператор Дион Биби («Эквилибриум», Miami Vice, «Мемуары гейши») под руководством Бэя снимает боевик так, что от пейзажей Марокко и Мальты, где проходили съёмки, и вовсе глаз не оторвать.

Можно упрекнуть режиссёра в том, что из-за ненужных сентиментальных диалогов фильм растянулся до двух с половиной часов. Но за счёт хронометража Бэю удалось грубыми и эффектными мазками передать картины жизни в охваченном войной ближневосточном городе. На улицах Бенгази мальчишки гоняют мяч едва ли не под пулями, а в лавках местные жители уплетают ужин и смотрят футбол на маленьких телевизорах, пока за окнами взрываются снаряды. Женщины в чёрных одеяниях приходят на место боя и оплакивают смерть плохих парней - их супругов и детей. Боевики молятся на бережно уложенных ковриках, а у колонн мечети не менее бережно сложены автоматы Калашникова. Муэдзин выкрикивает призыв к молитве с маяка, построенного итальянцами сотню лет назад. В аэропорту высятся громадные фюзеляжи разрушенных во время боёв пассажирских самолётов. Это кино не о патриотизме и не о смыслах, а о красоте, - о первозданной красоте трассеров в ночи и старого автобуса, разорванного на части грандиозным взрывом. О красоте рассвета над городом, который стал полем кровавой схватки, но продолжает жить незаметной тайной жизнью.

igiss

 

Хроники одной заварушки

Майкл Бэй мастер исключительно блокбастеров. Другие жанры явно выбивают почву у него из под ног. И «13 часов» - четкое тому подтверждение. Фильм не плохой и не хороший - он из разряда «так себе», на разовый просмотр. Большинство сцен - якобы как документалка - снято в стиле потряхивающейся камеры.

Кажется, впервые в жизни за весь фильм на основе реальной истории я не вымучила из себя ни капли сочувствия ни к одному из героев. Хотя, например, другой образчик жанра «военный боевик» в определенных моментах выбивал и выбивает из меня катарсические слезы и сопли даже на 25-м просмотре. Я про «Черный ястреб». Но Бэю не удалось ничего из того, что сумел сделать на аналогичном материале Ридли Скотт.

Сюжета в показанной истории как такового нет: герои то болтают, то отстреливаются, то от погони удирают. И - да, еще старательно до зевоты показывают, как все они любят свои семьи. Все. Не раскрыт ни один характер - наверное, именно поэтому переживать при просмотре абсолютно ни за кого не хочется. Лица скучные, личности скучные... Удивительно, но экранного времени в «13 часах» на представление персонажей дается намного больше, чем в «Черном ястребе». Но у Ридли Скотта, например, Шугарту и Гордону - вернее, играющих их Джонни Стронгу и Николаю Костер-Вальдау хватило минутки перед вылетом на операцию, чтобы зацепить зрителя. И генералу Гаррисону (Сэм Шепард) всего одной фразы - «я запросил БТРы, но Вашингтон со свойственной ему мудростью отказал». И даже Доминику Пило (Дэнни Хоч) - его крохотной пародией на командира. А у актеров Бэя все вышло как-то натужно и не впечатляюще.

То ли актеры собраны посредственные, то ли сценаристы нахалтурили. А может, все вместе. Посол Стивенс в фильме выглядит какой-то помесью кандидата в депутаты и дрянного телеведущего с дежурными улыбками. Босс резидентуры в Бенгази похож на самоутверждающегося на детях препода. А хваленая шестерка крутых парней, «поступающих по совести» контрактников, едва не сломалась в конце начавшейся заварушки. Кстати, половина из них - будто на одно лицо. Я вообще не всегда улавливала, кто передо мной. Только двоих железно отличала - Танто и Джека. Но и они как-то не пробрали.

Поймите правильно - реального Стивенса по человечески мне очень жаль. Но в кино его образ скорее карикатурен. И хороших солдат я бесконечно уважаю, но особого - да хоть какого-то! - геройства в «13 часах» вообще не увидела. А разве не такой была цель Бэя - провозгласить парней героями?

Правда, кое о чем Бэй и К все же заставили задуматься - в который раз. В начале фильма несколько раз звучат сентенции, что народ сверг Каддафи, а Штаты помогают им обрести свободу и демократию. Потом, перед финальными титрами идет пояснение, что Ливия теперь - один из оплотов боевиков-исламистов... Зато джамахирию раздербанили. Нет, я не говорю, что при Каддафи в Ливии было хорошо. Наверняка нет. Но однако это было упорядоченное государство. А теперь что? Второе Сомали?

Поймите и еще одно. Я из тех, кто нормально относится к американцам и никоим образом их не демонизирует. Но вся эта практика «насаждения свободы и демократии» по миру напоминает мне одного моего бывшего бойфренда. Дядька был успешный и богатый, поэтому считал, что всегда сам знает, как и что для окружающих будет лучше. В итоге любую просьбу выполнял на свой лад. Во всем. И даже в мелочах. Например, скажешь ему - поедешь домой, купи пару помидор и пучок петрушки. А он вместо помидор привезет пару ананасов - и объясняет: они, мол, вкуснее. Понимаете, в чем проблема? Ананасы я тоже люблю, но какого черта ты вообще не слушаешь, что я тебе говорю?

Люди в большинстве своем хотят, чтобы их слышали и понимали. У Штатов это, мягко говоря, редко получается. Потому, наверное, и получают такие вот Бенгази... И вот как раз за то, что фильм Бэя все же привел меня (а может, и не только меня) к таким размышлениям, я не ставлю ему «неуда».


kleio13

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
Дублированный (HDLight)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

загрузка...

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.